Поиск статей

Каталог

Каталог доступен только зарегистрированным пользователям

Вход

 
 

ФАС примеривается к роли защитника прав потребителей

Служба готовит поправки в закон "О защите конкуренции", которые позволят ей усилить контроль за ритейлерами
Как выяснили "Известия", Федеральная антимонопольная служба (ФАС) готовится внести в ст. 14 закона "О защите конкуренции" ряд новых составов правонарушений в отношении потребителей. Правда, собеседник в самом ведомстве подчеркнул, что инициативы пока носят предварительный характер и еще даже не прошли внутреннее согласование, поэтому могут измениться. Но основные направления уже просматриваются. Если поправки будут приняты, ФАС станет частично дублировать полномочия Роспотребнадзора.
В частности, антимонопольная служба раздумывает над тем, чтобы законодательно запретить "бессрочные" скидочные акции, когда покупателя завлекают объявлениями вроде "Только до конца месяца получите скидку 30%", а в следующем месяце объявляется новая аналогичная акция.
- В этом случае 30% - это не скидка, а на самом деле цена товара (меньше на 30%), - поясняет руководитель антимонопольной практики Golts-blat BLP Николай Вознесенский.
Сейчас такая практика никак не регулируется, так как сложно доказать, что то, что выдается за скидочные акции, на самом деле таковым не является. В Европе, в частности в Германии и Италии, этот вопрос давно и довольно строго отрегулирован, в российском законодательстве вряд ли стоит ждать предельной конкретики, отмечает Вознесенский.
- Такие нюансы, как перерыв между двумя периодами скидок, должны оставаться на усмотрение ФАС. В конце концов всегда есть возможность оспорить постановление ФАС в суде, - говорит эксперт. - Я уверен, что идеи антимонопольной службы и формулировки еще будут трансформироваться, и полагаю, что имеет смысл ввести в них институт предупреждений, чтобы привлекать к ответственности и штрафовать, только если предприниматель не прекратил прибегать к запрещенным приемам.
Другой новеллой может стать запрет указывать на упаковке товара в качестве его "преимущества" свойства, которыми он обладает по определению. Речь идет о надписях вроде "без сухого молока" на упаковках с молоком: дело в том, что в России действуют строгие технические регламенты, по которым продукт с содержанием сухого молока по определению не может называться молоком.
- Это подрывает доверие потребителей к товарам, - уверен Николай Вознесенский.
Запрет может коснуться и случаев, когда законное право потребителя, например вернуть товар в течение 14 дней, представляется как преимущество.
Еще одна идея, которая сейчас проходит обкатку в стенах ФАС, направлена на мошенников, завлекающих потребителя громкими обещаниями получить выигрыш, если такового в действительности нет или для его получения нужно дополнительно заплатить.
Примером могут служить баннеры на сайтах, сообщающие каждому посетителю о том, что
он, например, стотысячный посетитель, а потому может получить приз - если отправит SMS на платный номер. Также предлагаемая норма регулирует схемы, пришедшие из 1990-х: покупателю объявляется, что он выиграл приз, но чтобы его получить, он должен сделать еще заказ.
- Нормальный бизнес, крупные торговые сети такими схемами, конечно, не занимаются, но остались еще маргиналы.
Для борьбы с ними у ФАС сейчас практически нет инструментария, ими занимаются больше правоохранители, - отмечает Вознесенский.
Норма затронет также маркетинговые ходы, например, мобильных операторов, которые предлагают получить какое-то количество "бесплатных" минут за определенную мзду. На поверку же оказывается, что именно столько стоит пакет "платных"
минут, пояснила "Известиям" и.о. руководителя группы антимонопольного права юридической фирмы "Юст" Радмила Никитина.
- Но не надо возлагать на предпринимателя обязанность разъяснять потребителю все до мелочей, это станет чрезмерной нагрузкой на бизнес, - считает Никитина.
При этом она отметила, что проблемы с "запутыванием" потребителя действительно есть - яркий пример тому банковский сектор с мелкими шрифтами в договорах.
В сентябре идеи, высказанные ФАС, вероятно, в том или ином виде будут оформлены в законопроект и пойдут дальше по инстанциям. Неизвестно пока, останутся ли в нем "потребительские" статьи или, может быть, перейдут в плоскость закона "О защите прав потребителей". В целом же вопрос о соотношении антимонопольного законодательства и защите прав потребителей, равно как и о компетенциях Роспотребнадзора и ФАС, обсуждается давно.
- С точки зрения потребителя, нельзя не приветствовать желание расширить роль ведомства в защите его прав. Но, по сути, предлагается ввести новый институт "недобросовестные действия в отношении потребителя", и как он уживется в логике закона "О конкуренции", в том числе со ст. 14, - неясно, - считает руководитель антимонопольной практики Art de Lex Ярослав Кулик.
Радмила Никитина отмечает стремление ФАС в последнее время разграничить компетенцию антимонопольных органов и Роспотребнадзора и передать в ведение последнего все дела, связанные с ущемлением интересов физических лиц и не влияющие на состояние конкуренции.
Но данные поправки, напротив, могут привести к обратному результату: если эти инициативы будут приняты, то, считает юрист, антимонопольные органы будут наводнены жалобами потребителей и ранее поставленные задачи по повышению эффективности работы антимонопольных органов не будут достигнуты.
О востребованности в законе новых "потребительских" составов говорит статистика обращений в ФАС: за первое полугодие по вопросам контроля рекламы, социальной сферы и торговли к ней поступило около 50 обращений. По "популярности" эти вопросы ставятся службой в один ряд с госзаказом и подачей ходатайств о группах лиц.