Поиск статей

Каталог

Каталог доступен только зарегистрированным пользователям

Вход

 
 

Марсолетик из Лыткарино

Гиперзвуковой двигатель, предназначенный для самолетов и межпланетных ракет, начнут испытывать в 2014 году на стенде Центрального института авиационного моторостроения (ЦИАМ) в подмосковном Лыткарино.
По заданию тендера на строительство стенда конструкция будет предназначена для исследования тяги и управляемости прямоточных двигателей, а также расхода топлива и аэродинамики. Кроме того, во время испытаний будут имитироваться "нестационарные условия" - в частности, "поведение двигателя в условиях атмосферы Марса".
Для имитации условий Марса и полетов со скоростью 12,3 тыс. км/ч на высоте 46,25 км двигатель будут обдувать специальной смесью из кислорода, метана, азота и водорода. Их будут впрыскивать в аэродинамическую трубу с двигателем под давлением 15-32 МПа.
Имитировать сопротивление атмосферы будет огневой подогрев, температура газа на выходе сопла будет достигать 3826,85 градуса.
В год планируется проводить до 40 испытательных запусков длительностью 150-300 с, первый запланирован уже на 2014 год.
Оборудование нового стенда обойдется федеральному бюджету в 43,25 млн рублей. Сами испытания - значительно дороже: в 2014 году ЦИАМ получит на эти цели 210 млн рублей, в 2015-м -215 млн.
В Московском авиационном институте "Известиям" рассказали, что новый двигатель сможет применяться в космонавтике в качестве промежуточной ступени космических челноков.
- При использовании прямоточного двигателя брать в ракету кислород не нужно - он берется из атмосферы. Такой двигатель позволит увеличить массу полезной нагрузки, - рассказал "Известиям" сотрудник Московского авиационного института Валерий Аврашков.
Он напомнил, что сейчас для вывода на орбиту Земли спутников используются только жидкостные двигатели, а это фактически бак с топливом, занимающий большую часть ракеты. При этом в половине баков содержится сжиженный кислород.
"Космический самолет" сможет доставлять на ближнюю орбиту небольшие (10-15 кг) спутники, взлетая с обычного аэродрома, отстреливая груз на заданной высоте и возвращаясь как обычный планер обратно.
- Использовать прямоточный двигатель выгодно только для скоростей, в 6-12 раз превышающих скорость звука. Кроме того, на высотах 50-80 км практически отсутствует кислород, и без жидкостного двигателя обойтись не получится, - считает Валерий Аврашков.
- Эти системы будут более сложными и более дорогими в целом, но переход на них в перспективе запланирован. Двигатель наиболее актуален для военных. Например, если просто запустить вольфрамовую болванку с гиперзвуковой скоростью, то тротил уже не нужен, - пояснил Валерий Аврашков.
Он добавил, что теоретические расчеты по гиперзвуковым аппаратам уже сделаны, остается проработка нюансов и реализация теории, что и будет сделано на стенде в Лыткарино.