Поиск статей

Каталог

Каталог доступен только зарегистрированным пользователям

Вход

 
 

ФАС составит антимонопольный кодекс

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) приступила к разработке концепции кодекса конкурентного законодательства, которая должна лечь в основу антимонопольного кодекса. После его принятия уйдет в небытие целый ряд законов. Правда, на подготовку кодекса может быть затрачено несколько лет.
Пока документ пребывает еще в зачаточном состоянии: основные предложения по формированию концепции кодификации юристы ФАС собираются представить в президиум ведомства к ноябрю. Об этом "Известиям" сообщил заместитель начальника правового управления ФАС России Сергей Максимов. Он пояснил, в связи с чем возникла необходимость аккумулировать все антимонопольные нормы в одном сборнике.
- Сейчас антимонопольное законодательство, во-первых, разбросано по множеству законов, во-вторых, оно имеет "пробелы". Плохо увязаны процессы по делам об административных правонарушениях и процессы рассмотрения нарушений антимонопольного законодательства. Сейчас это частично разорванные процедуры, - рассказал замначальника правового управления ведомства.
Разброс связан не со спецификой антимонопольного законодательства, а с возложением на ФАС функций контроля в самых разных сферах, отмечает советник адвокатского бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" Анна Нумерова.
- Помимо основной задачи контроля в сфере конкуренции ФАС следит за соблюдением рекламного законодательства, законодательства об осуществлении иностранных инвестиций в стратегические отрасли (закон № 57-ФЗ), о торговой деятельности, в сфере естественных монополий, - перечисляет Нумерова. - Кроме того, ФАС должна руководствоваться и законами, содержащими материальные нормы права, и КоАП, и рядом подзаконных актов.
Сергей Максимов обратил внимание на проблемы и в части терминологии: в действующей версии законодательства одни и те же понятия в некоторых случаях несут различное содержание.
- Это дает возможность для относительно произвольного толкования при применении, - отметил Максимов.
В первую очередь это касается таких оценочных терминов, как, например, "вред", "ущерб". Собеседник "Известий" уверен, что даже такие субъективные понятия можно четко сформулировать, что даст позитивный эффект не только в правоприменительной практике антимонопольного законодательства, но и в других отраслях юриспруденции.
Старший юрист компании ЕУ Алексей Скворцов приводит еще примеры таких нечетких терминов: "группа лиц" применительно к закону "Об иностранных инвестициях в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение", и "коммерциализация" в законе "О "Сколково".
Все эти факторы делают конкурентное законодательство неудобным для восприятия и применения.
- Такая пестрота антимонопольного регулирования, прежде всего разбросанность по множеству нормативно-правовых актов, создает трудности как для правоприменителей, так и для пользователей, - считает Максимов.
Кроме того, в новом кодексе ФАС, что немаловажно, будут прописаны не только контролирующие и надзорные функции, которые, по мнению собеседника "Известий", и сейчас неплохо прописаны в законе "О защите конкуренции", но и свод основных "позитивных" норм. Иными словами, кодекс не только регламентирует вопросы о нарушении конкурентного законодательства, но и пояснит, что делать для развития конкуренции в России.
- В первую очередь эти "предписания" будут ориентированы на органы государственной власти и муниципального управления, но и на негосударственный сектор тоже, - утверждает замначальника правового управления ведомства.
Сейчас, как рассказала Анна Нумерова (АБ "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры"), планируемые меры по развитию конкуренции ФАС фиксирует в различных программных документах: например, в дорожной карте (утверждена в конце 2012 года) или ежегодном докладе руководителя службы Игоря Артемьева.
- Кроме того, норма о свободе конкуренции закреплена в Конституции, об обеспечении доступности товаров естественных монополий для потребителей - в законе "О естественных монополиях", о госконтроле за экономической концентрацией - в законе "О защите конкуренции", - напоминает Алексей Скворцов.
Результатом такой масштабной работы по компактному аккумулированию всех законодательных норм в одном документе станет уход отдельных законов в небытие - по словам Максимова, это коснется основного для ФАС на настоящий момент закона "О защите конкуренции" и некоторых других нормативно- правовых актов.
- Закрепление позитивных норм, о которых говорит ФАС, в текущем законе о конкуренции или кодексе было бы прекрасно, - замечает эксперт фирмы "Муранов, Черняков и партнеры" Олег Москвитин.
Но самым важным, по его мнению, является реальное исполнение таких норм, а не их декларирование.
Разработка концепции нового конкурентного кодекса пока не выходит за стены ФАС. Другие заинтересованные ведомства, общественников и экспертов планируется привлечь ближе к концу года, когда президиум антимонопольной службы даст добро, утвердив основные предложения по концепции. Также, сообщил Максимов, еще идет обсуждение названия будущего кодекса, но пока рабочее название - "Конкурентный кодекс".
Он не исключил, что глубокое изучение опыта других стран ФАС отдаст на аутсорсинг, объявив конкурс. Но будет этот процесс явно небыстрым. Разработка концепции может занять около года, говорит Максимов.
Финансовая сторона вопроса пока остается за кадром, но, например, Национальная ассоциация транспортников, выигравшая недавно конкурс ФАС по проведению сравнительного анализа развития конкуренции на рынках железнодорожных перевозок в странах ЕС, ЕЭП, а также в других странах ОЭСР и СНГ, получит за эту работу 785 тыс. рублей. Правда, ее выполнение рассчитано на срок не более трех месяцев.
Опрошенные "Известиями" эксперты пока сдержанно оценивают последствия для государства и бизнеса.
- Существенное изменение закона всегда не очень хорошо сказывается на бизнесе, - предупреждает Олег Москвитин. - Очевидно, что ФАС хочет не только объединить все законы в один акт, но и существенно дополнить законодательство. Поэтому итоговая оценка кодекса будет зависеть от того, насколько его качество будет превышать издержки, связанные с освоением бизнесом, судами и самими антимоно-польщиками новых правил игры.
Алексей Скворцов, в свою очередь, оптимистично рассматривает грядущие перемены.
- Систематизация и кодификация антимонопольного законодательства имеют явную позитивную направленность. ФАС стремится к упорядочению правового регулирования антимонопольной деятельности, что существенно упростит и улучшит ее работу, - сказал Скворцов "Известиям".